ШИК - школьный интеллектуальный клуб

              Проблема воспитания молодежи актуальна всегда. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением. Чтобы воспитать всесторонне развитую личность, необходимо разнообразить формы и методы работы, направленные на развитие целостной личности, способной к интеграции в обществе.
Средний возраст – период самоутверждения, проверки своих возможностей, активного самопознания. Школьники стремятся разнообразить свой досуг, но зачастую они просто не умеют или не знают, как это сделать, как организовать свое свободное время с целью развития в себе таких способностей, как организаторские, интеллектуальные, коммуникативные. В связи с этим возникла необходимость создания программы, в которой бы сочетались разнообразные формы работы с подростками, направленные на развитие их способностей.
 Особенность данной программы состоит в обобщении и структурировании работы по развитию интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностей подростков через включение их в интеллектуальную досуговую деятельность как активных организаторов и участников всех интеллектуально-познавательных мероприятий путем совместной деятельности взрослых и детей.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы
 В современных условиях расширения масштабов человеческой деятельности и гигантского роста информации значительно повышаются требования к познавательной активности и интеллектуальным потенциям подрастающего поколения. В концепции модернизации образования РФ интеллектуализация учащихся названа в качестве одного из приоритетных направлений. Это связано с тем, что интеллектуальный потенциал населения в любом цивилизованном обществе является важнейшим фактором его прогрессивного развития. Способные и одаренные личности преумножат человеческий капитал России и послужат ее дальнейшему процветанию. Целенаправленное формирование способностей предполагает глубокие знания общих и специфических, возрастных и индивидуальных закономерностей развития интеллектуальных способностей человека в процессе его жизненного и профессионального роста. Психология и педагогика, наука и практика во все времена искала пути и способы выявления таких закономерностей. Однако данная задача является одной из сложнейших. На разных стадиях возрастного развития наблюдается качественное различие познавательных способностей. Причем симптоматика возрастного и индивидуального в конкретной личности может совпадать, а может значительно отличаться. Поэтому для управления процессом формирования познавательных способностей важно раскрыть общее, целостное их функционирование и выявить специфику и своеобразие развития отдельных компонентов познавательных способностей в возрастном и индивидуальном планах.
Актуальность разработки данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в социуме, который позволил выявить следующие противоречия:
-развитие интеллекта ограничивается рамками школьной программы, а социальная действительность требует более широкого кругозора;
-у подростков есть потребность в межличностном общении, но отсутствует первичные навыки социальных коммуникаций.
Одним из наиболее важных психологических условий в развитии интеллектуальной культуры личности школьника является его эмоциональное благополучие, эмоциональный комфорт, сопровождающий процесс познания. От этого зависит  самооценка ребенка, его отношение к осваиваемым видам познавательной деятельности. Эмоциональное благополучие определяется также положительной оценкой окружающих. Клуб интеллектуальных игр дает ценный опыт социодействия, помогает процессу самопознания среди участников интеллектуальной игры.
Работа в интеллектуальном клубе становится одним из средств преодоления кризисов и противоречий подросткового возраста, активного приобщения детей к самовыражению и самореализации в коллективной и индивидуальной деятельности.
Данная программа органически сочетает в себе лекции, практические занятия, социально-психологические тренинги.
Программа рассчитана на работу с детьми 5-6 классов в течение 2-ух лет. Программа нацелена на развитие интеллектуальных, коммуникативных, организаторских способностей и навыков межличностного и делового общения учащихся.

Цель программы:
Цель данной программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основными задачами курса являются:
-развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
-формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
-формирование собственного стиля мышления; формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
-освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;
-Выявление и развитие интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей подростков посредством включения их в интеллектуально-познавательную деятельность для активной социализации в обществе.


Возраст обучающихся: уч-ся 5-6 классов.
Срок реализации программы: 2 года.
Место реализации: лицей №81


Характеристика образовательного процесса
 Программа деятельности интеллектуального клуба «ШИК» - реализуется в опоре на трёхуровневую педагогическую модель. Поэтому представленная основная цель деятельности клуба  дифференцируется в соответствии с выделяемыми уровнями. В свою очередь, уровни определяются в зависимости от возрастных особенностей интеллектуального развития детей.
Для педагогически последовательного интеллектуально-творческого развития воспитанников  необходима достаточно частая смена деятельности, видов общения,  ролевые перемещения и изменение социального статуса. В этой связи клуб как специфическое объединение школьников дает возможность оптимизировать познавательно- творческую деятельность ребят, связывает ее определенной социально-психологической организацией, позволяет постепенно расширять, углублять, совершенствовать эту деятельность. Клуб помогает повысить самостоятельность обучающихся. Наконец, он дает возможность обрести существенный рост в духовно- нравственном развитии обучающихся, так как расширяет сферу и опыт коллективной деятельности, укрепляет такое мощное средство педагогического влияния, как коллектив.
          Школьный интеллектуальный клуб комплексно решает названные проблемы через игру. Учебный процесс максимально обличен в игровую форму, живо и доходчиво организован. Наша игра – это и есть учебный процесс, в результате которой у подростка формируются знания, умение и опыт, а также развиваются интеллектуальные чувства, которые играют важную роль в социальном, интеллектуальном и эмоциональном становлении личности ребёнка – от дошкольного детства до юношеского возраста. 
 «Интеллектуальное взросление» при благоприятных условиях допускает перенос приобретённого опыта и в сферу социальных отношений. Процесс обучения в клубе должен быть направлен в конечном счете на то, чтобы ребята научились успешно выходить из любой жизненной ситуации, используя весь свой творческий потенциал, логику, воображение, интеллект и навыки общения с другими людьми. Это – основополагающий для нас принцип – принцип последовательного социального преобразования интеллектуального опыта ребёнка, приобретённого в клубе. Этот принцип и предопределяет комплексную направленность образовательной программы: и обучающую, и социально-ориентирующую.
В работе клуба также реализуются следующие педагогические принципы:
- принцип креативности – творческий характер всей деятельности клуба – реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя;

- принцип научности – научно обоснованный подход к составляющим компонентам деятельности клуба (цели, задачи);

- принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в программах разного уровня;

- принцип культуросообразности – развитие и открытие себя, осуществляемое в определённой социокультурной среде, не противоречащей природе ребёнка;

- принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри команды;

Содержание программы
1 года обучения
  1. Вводное занятие. История и принципы игры «ЧГК». Правила игры. Игра «ЧГК» в нашем городе.
  2. Вопрос — основа игры. Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, четкий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить необычное в обычном.
  3. Алгоритм поиска ответов. Ключевое слово в вопросе. Как строить логическую цепочку. Наиболее часто встречающиеся приемы зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно.
  4. Эрудиция — ключ к успеху. Необходимость пополнения знаний. Принципы интеллектуальной разминки — игры в «21». Как составлять вопросы для разминки. Принцип разносторонности знаний.
  5. Как работать с книгой. Основные приемы работы с книгой. Специфические приемы для составления вопросов.
  6. Игра «Эрудит-лото». Игра «Эрудит-лото» как одна из интеллектуальных игр. Основные принципы «Эрудит-лото». Как интересно составить вопросы для «Эрудит-лото».
  7. Формы нетрадиционных логических игр. 1) «Откажись или удвой»; 2) «Реалии»; 3) «Веришь — не веришь»; 4) «Надуваловка»; 5) «Травести»; 6) перевертыши, шароиды, кубраечки и т.д.
  8. Принципы игры в команде. Команда — единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.
  9. Распределение командных ролей. Функции капитана. генератора идей, критика. «Том прямого доступа». Другие возможные роли.
  10. Отработка игры в тройках. Подбор троек и отработка взаимодействия в них. Почему тройка — еще не команда.
  11. Отработка игры в шестерках. Формирование команд. Отработка взаимодействия в командах. Выработка делового психологического климата в команде.
  12. Как организовать «ЧГК». Три основные формы игры в «ЧГК». Игры со зрительным залом. Как интересно скомпоновать программу.
  13. Основные особенности «Брейн-ринга». Отличие «Брейн-ринга» от «ЧГК». Требования к вопросам на «Брейн-ринг». Особенности обсуждения при игре в «Брейн-ринг». Изменение функций капитана. Отработка взаимодействия для «Брейн-ринга».
  14. Игровые занятия.
Примерный план игрового занятия:
    1. интеллектуальная разминка — 15-20 минут (или «Эрудит-лото», «Надуваловка», «Реалии»);
    2. игра в «ЧГК» — 40-45 минут;
    3. игра в «Брейн-ринг» — 30 минут.
    
Содержание программы
2 года обучения
  1. Вводное занятие.
  2. Отработка игры в шестерках. Отработка ролевых функций в команде. Устранение недостатков при обсуждении. Выработка условий сигнализации и других форм взаимодействия для «Брейн-ринга». Создание постоянно благоприятного психологического климата.
  3. Организация игр «ЧГК». Подготовка и проведение игр «ЧГК» в школе. ЛИМ.
  4. Разбор проведенных игр. Оценка игры команд. Персональный разбор. Закрепление положительного опыта и устранение недостатков.
  5. Разбор работы ведущих команд «ЧГК». Как распределяются функции в команде. Выстраивание логической цепочки. Основные приемы обсуждения. Что можно почерпнуть для своей команды.
  6. Обсуждение и доработка вопросов в фонд клуба. Обсуждение и доработка принесенных учащимися вопросов с точки зрения требований к вопросу. Подготовка вопросов к публичным играм.
  7. Отработка и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр. Практическое применение знаний, полученных в первый год обучения. Проведение игр в клубе. Подготовка материала для проведения игр за пределами клуба.
  8. Подготовка и участие в интеллект-турнире «Пестрая планета». Участие в районных и городских  фестивалях и турнирах.
Игровые занятия строятся по тому же принципу, что и в первый  год обучения. С учетом увеличения времени занятия до 3 академических часов увеличивается время на игры, а также возможность варьировать игры и их количество


Основные  формы организации учебно-познавательного процесса

Учебные занятия проводятся, как правило, небольшими микрогруппами (7-8 человек). В состав учебной группы входят учащиеся,  завершившие обучение на предшествующем уровне своего интеллектуального развития. Комплектование учебной группы идет по принципу создания условий для наибольшего комфорта обучаемых.

Формы и методы деятельности:
-анкетирование;
-тестирование;
-игры;
-викторины;
-КТД;
-дискуссии;
-лекции;
-работа с литературой;
-тренинги.


                                                         Формы и режим занятий

Характеристика групп, режим занятий.
Краткие сведения о группе:
1.      Количество групп: 2 группы по  15  человек. (1,2 годов обучения).
1 группа –1 год обучения 1 час в неделю, 35 часов в год
2 группа – 2 года обучения – 1 час в неделю, 35 часов в год
2.      Место реализации:  МБОУ «Лицей №81»
3.      Состав  групп  постоянный.
4.      Набор в группы не ограничен по половому составу.
5.      Группы разновозрастные, сформированные  из учащихся  5-6 классов.
6.      Занятия: групповые.
7.      Срок  обучения: 2 года.
Изучаемый курс программы
Количество  часов  на одну группу/
количество часов в неделю
1 группа
2 группа
1.     
Интеллектуальный клуб «ШИК»
35/1
35/1










Критерии перехода по годам обучения
                             
Критерии перехода на 2 год обучения
К концу первого года обучения обучающиеся знают: типы игр, виды стандартных и нестандартных вопросов. Умеют  пользоваться специальной литературой, правильно отвечать на вопросы
По окончанию второго года обучения все полученные навыки совершенствуются и закрепляются  на играх районного и городского уровней. Обучающиеся самостоятельно составляют пакет вопросов, проводят интеллектуальные турниры для обучающихся 1 года обучения.

Методические особенностями проведения занятий

             Содержание занятий способствует развитию аналитико-синтетических способностей, формированию таких способов и приемов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение. Поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. У них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
           Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля и познавательной активности.

Репродуктивный
Частично-поисковый
Проблемный
Исследовательский
устный опрос, упражнения на запоминание материала, игра.
самостоятельные обобщения по частным вопросам, решение познавательных задач, составление плана самостоятельной работы.
выполнение логических операций, осмысление материала, составление плана, мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика.
осознание учебной проблемы, самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи, проведение эксперимента, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением, обобщение по проблеме в целом.


Требования к результатам освоения программы

В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
-правила конструирования определений, формулирования выводов;
-правила классификации и сравнения; методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
-способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации; -правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
-способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
-правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
· анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
 · слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
· проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
· владеть монологической и диалогической речью, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
· работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами

Предполагаемые результаты реализации программы
по 3  уровням


Первый уровень результатов

Приобретение школьником  новых социальных знаний
Второй уровень результатов
Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям
Третий уровень результатов

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

1. Знание начальных теоретических основ решения интеллектуальных задач.


1. Сформированный устойчивый интерес к игровой интеллектуально-творческой деятельности;
 2. Умение работать в коллективе над решением предложенной интеллектуальной задачи.
1. Результативность участия в районных и городских интеллектуальных играх;
2. Повышение уровня интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей обучающихся.


Критерии оценки
Оценка результатов занятий школьников в клубе интеллектуального развития осуществляется с помощью следующих критериев:
- Стабильно высокая результативность участия в районных и городских интеллектуальных играх;
-Высокие показатели коммуникативных и организаторских навыков, мотивации к обучению.
Кроме этого,  результативность программы предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.  
·         Мотивационная анкета (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 )
·         тест «КОС» (автор Н.Е.Щуркова),
·         штрих-лист «Мои достижения» (в личном портфолио)
·         тест «ШТУР» - 2 год обучения  (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Достижения каждого ученика по программе дополнительного образования фиксируются в личное портфолио.

Формы итоговой аттестации обучающихся
·         Контрольное задание
·         Итоговая игра
·         Участие в играх не ниже районного уровня

Учебно-тематический план
1 группы I года обучения
1час в неделю

№ п/п
Название темы
Количество часов
Всего
Теоретические
занятия
Практические занятия
1.
Вводное занятие
1
1
-
2.
Вопрос — основа игры. Требования к вопросам.
2
1
1
3.
Алгоритм поиска ответов. Основные приемы.
5
3
2
4.
Эрудиция — ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки.
1
0
1
5.
Как работать с книгой.
3
1
2
6.
Игра «Эрудит-Лото».
4
2
2
7.
Нетрадиционные формы интеллектуальных игр.
4
2
2
8.
Принципы игры в команде.
2
2
-
9.
Распределение командных ролей.
2
1
1
10.
Отработка игры в тройках.
3
-
3
11.
Отработка игры в шестерках.
3
-
3
12.
Как организовать игры «ЧГК».
1
1
-
13.
Основные особенности «Брэйн-ринга».
1
1
0
14.
Районные и лицейские игры
3
-
3

Всего:
35
15
20
                                    
                                                     Учебно-тематический план
2 группы 2 года обучения
1час в неделю
№ п/п
Название темы
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
1.
Вводное
1
1

2.
Отработка игры в шестерках.
7
-
7
3.
Организация игр «ЧГК».
3
1
2
4.
Разбор проведенных игр.
3
3
-
5.
Разбор работы ведущих команд «ЧГК» (по телепрограммам и видеозаписям).
4
4
0
6.
Обсуждение и доработка вопросов в фонд клуба.
8
-
8
7.
Отработка и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр.
3
-
3
8.
 Районные и лицейские игры
6
-
6

Всего:
35
9
26


Методическое обеспечение

1.      Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000
2.      Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Психология и педагогика в вопросах и ответах.  М., 2000
3.      Чеснокова Г.С., Старшеклассники об искусстве общения. – Новосибирск, 1997
4.      Бабенко Е.Б., Блинков А.Д. Школьный интеллектуальный марафон. – М., 2000
5.      Лернер М. Минута на размышление. – М., 1993
6.      Кисилев И.П.,Кисилева Е.П. Игровые психологические тесты у подростков. – М., 2008
7.      Левин Б.Е. Что? Где? Когда? Для чайников. – М., 1999
8.      Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ











Комментариев нет:

Отправить комментарий